Обычаи и традиции.

Возрождение России начинается с русской провинции, с дорогих и милых сердцу уголков, где живет историческая память, и плодоносят те корни, которые дают нам ныне живущим, силы и разум вспомнить, вернуть, собрать в самую сердцевину обычной жизни ощущения её целостности и полноты миропонимания и особенного лада внутреннего мира людей старшего поколения. Это их трудом и талантом многих поколений наших предков создавалась уникальная, народная, художественная культура края, и как Божий дар данная нам сегодня. В богатстве народной одежды, песен и музыке, пластики танца и линии фрагмента, мудрости слова, празднике и обряда Культура, которая в самые тяжелые для Отечества времена была для жителей края источником гражданского самосознания, школой нравственного и эстетического воспитания, связующим звеном дней нынешних и дней минувших.

Мира не узнаешь - не узная края своего.

Сам уклад сельской жизни, повторяющий природные ритмы, представлял собой ансамблевость предметно-пространственной среды (жилище, интерьер, бытовая утварь, костюм). Сам дом и вся деревня вписывается родственно в природу как рукотворная красота, создаваемая по её аналогам.

Зримым образом для нашего предка был дом. Крыша уподоблялась куполу небесному, жилая часть жилого дома - подземному миру. К верхнему ярусу можно ещё отнести и фронтон и причелины (доски, которые прибиваются над фронтоном к торцам слег). Причелины выполняют предохранительную функцию - защищают слеги от загнивания. Они украшались художественным орнаментом. Закладка дома совершалась в новолуние (на растущий месяц). При укладывании его первого яруса его ориентировали на четыре стороны света, одновременно мыслили и четыре времени год: восток -весна, запад - осень, юг - лето, север - зима. При рубке нового дома клали на первый венец маленький крестик. А под первый оволок клали тоже крестик и на первую ночь ставили стакан с солью, клали буханку хлеба, дабы задобрить домового.

В композицию орнамента украшавшего дом входили громовые, солнечные, небесные знаки, прочтение которых указывает на восток, зенит и закат солнца. Второй ярус дома начинался с главной потолочной балки - матицы. На которой, могли были вырезаны столярные небесные знаки.

Припечный столб, находящийся в самом центре избы, мог завершаться скульптурно в виде стилизованной конской головы или иметь наверху круглое отверстие, и играть роль оберега. Этими же знаками, украшались многие предметы в доме, составляя единое целое в интересах жилища. В далёком прошлом дом в селе назывался хатой. Она представляла собой единую комнату, затем постепенно изолировали кухонный угол; занавески сменили заборкой. А затем глухой перегородкой от потолка до пола. Разгораживание происходило постепенно с увеличением площади избы. Пристраивались сенцы. В основном изба состояла из 2-х комнат: теплушки и большой. Хату клали углом, для строительства использовался дуб. Ноесли хата была бедная, то дуб клали только под окна (т.е. под фундамент). Остальная часть была из вербы или других деревьев. Пространство между брёвнами закладывали смесью глины, песка и мелкой соломы, порубленной топором. Снаружи хату клинцевали, т.е. оббивали клинушками или хворостом (ветками из лозы) наискось и мазали. Отсюда и пошло название - мазанка. Окна теплушки, как правило, их было 1 или 2, выходили на огород. Здесь же стояла русская печь. Её обычно ставили в углу избы слева или справ от входной двери. Её расположение обычно определяло всю планировку жилища. Угол напротив печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался бабий кут. В нём всё было приспособлено для ведения хозяйства, приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват, помело, деревянная лопатка, чугуны, лоханка, дежка, на полках стояла не хитрая крестьянская посуда; горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Большей частью мастерил её хозяин сам, в основном из дерева. По диагонали от печи находился Красный угол избы. Это было почётное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Сюда сажали самих дорогих гостей, во время свадьбы здесь сидели молодые. В обычные дни здесь было место хозяина дома.

Большая хата имела до 5 окон. 3 на улицу, 2 во двор. В большой хате стояли пряхи, стол, скамьи. Пол был земляной, плотно убитый и хорошо смазанный жидкой глиной. Он наряжался тканными полосатыми половиками, которые чередованием тёмных и светлых полос представляли собой не что иное как чередование дня и ночи. Человек наделил дом и отдельные его части человеческими чертами: бревенчатый фронтон - назывался лобняк, чело лбище; выемки в строениях сопоставлялись с ушами, окна с - оком человека; крыльцо сравнивалось с руками человека, распахнутыми для гостеприимства. Соломенная кровля свешивалась над стенами широкой полосой. Чтобы на стены не попадали струи воды. А в окна жаркие лучи солнца. Древесину для строительства избы привозили всей деревней, миром возводили её. На сруб хорошего дома брали 75 брёвен. Из хозяйственных построек были амбар, где хранили разное имущество; клуня - хранили снопы, поветь - укладывали сено, хранили сани, телеги, летом спали, работали, плотничали, столярничали; пунька - хранили имущество невестки. (сколько невесток - сколько и пунек), для скота строили бревенчатый хлев, расположенный во дворе.

Слобода Ниновка до революции была расположена в сторону х. Пустынки и до прогона, возле Максименко Валентины Пантелеймоновны. Сильно богатых людей в Ниновке не было, жители были в основном ремесленники. Но кустари в Ниновке редко имели мастерскую, работали прямо в жилых помещениях, только по производству веялок братья Отченашенко сделали мастерскую и создали артель. У купца П. Белянского дом был кирпичный из кирпича, который производился на собственном заводе. В доме стояли красивые зеркала. Было много двухэтажных домов у Шестаковых которые делали веялки, в конце Ниновки в сторону Пустынки было несколько 2-х этажных домов. Два из них сохранились до настоящего времени, почта и дом Ляхов, дом Бельченко Фёдора Ивановича, был снесён в конце 70 годов, купили Галайко и построили новый дом. В Ниновке было несколько лавок и кабаков, пекли и продавали булочки, калачики по 3 и 5 копеек. Домов было много добротных даже из кирпича. Крыли железом, соломой, камышом.

Дом Дягилева отдали после революции под школу. В войну немцы сделали склад продуктов, а когда отступали, то взорвали, и от здания ничего не осталось. Жил в Ниновке и помещик Барков. Основное поместье находилось у него в Бибиково, а здесь управляющий.

Одежда у крестьян была повседневная и праздничная. Повседневная одежда состояла из рубахи, которая шилась из сурового полотна - пестряди, а праздничная - из отбельного полотна. Длина рубахи была значительна: у мужчин зрелого возраста она достигала колен, у парней и мужчин помоложе была выше. Изначально мужские рубахи украшались вышивкой строго на определённых местах; на воротнике, на пазухе, на рукавах и обшлагах, подолу особыми знаками - символами - оберегами. Орнамент в виде креста, круга, геометрического треугольника, ромба, квадрата символизирует знаки солнца, земли. Неба, богов покровителей, олицетворяющих силы добра, разума, мира. Цветовой символ орнамента выполнялся чёрными нитями. В Ниновке проживали и русские Шестаковы, Котляровы, Радомские и украинцы Отченашенко, Голубенко, Ткаченко, Бельченко, Будченко. В основном хохляцкая слобода

Это нашло отражение в орнаменте вышивки - она выполнялась красно-чёрными и красными нитями. Рубаху носили мужчины на выпуск и подпоясывались поясом. Лапти Ниновцы почти не носили, люди не помнят, так как в Ниновке жили сапожники и ремесленники и в состоянии были сшить обувь, и купить. У ребят были хромовые сапоги, а у девчат туфли и ботинки.

В повседневной жизни носили узкий пояс, свитый из двух прядей с небольшими махрами-кисточками, завязывали на левом бедре узлом. А в праздничные дни и на годовые праздники надевали длинные, широкие вязаные или тканные на стане пояса ярких расцветок, украшенных бахромой, бисером, позументом. Этот пояс оборачивали вокруг тела 2-3 раза. Ребятишки бегали без портов, в одной рубашке, подпоясанной узким поясом. Старожилы села утверждали, что в такой поясок вплетали пуповину ребенка для оберега. Когда мальчик становился юношей, ему вручали мужские порты и подпояску. Ходить без пояса считалось зазорным. Справа на поясе мужчины носили гаман (поясную сумку), где было курево, гребенка для волос. Рубаха дополнялась портами из сукна, синего, коричневого, черного цвета, домотканного или фабричного. В будние дни носили зипуны из сермяги (грубого домотканного неокрашенного и неотбеленного сукна серого или бурого цвета) с широким запахом налево, косым вырезом на груди, без воротника, длиной ниже колен, с подпояской. Во время холодов надевали армяк или халат, сшитый из домотканного сукна. Теплую одежду изготавливали из дубленой кожи. Долгополый кожух называли шубой, короткий - полушубком. Из головных уборов бытовала шапка «куркуль» и меховой малахай. По праздникам мужчины надевали поверх одежды украшения : паломнический крест, гарус, грибатку.

Женская одежда состояла из длинной до пят рубахи. Орнамент на ней был растительный, выполненный черно-красными нитями. Главный мотив вьшивки-ромбы, квадраты, розетки, треугольники. Геометрический ромб - главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков считался кругом. Крючки и палочки по сторонам ромба - условно понимались как лучи солнца В процессе его эволюции возник «репей» - гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Это знак-оберег. Второй элемент местного узора - крест; сдвоенный крест обозначал мужа и жену, т.е. семью. Самый любимый и широко распространенный - красный цвет с огромным множеством оттенков и определенным символическим смыслом.

Красный цвет - символ солнца, огня, крови - значение тепла, любви, красоты.
Пурпурный - господство, могущество, сила
Алый - неразделенная любовь.
Красно-оранжевый - солнечный свет, тепло.
Ярко-малиновый, нежно-розовый - восход и закат солнца
Зеленый - изобилие, надежда
Желтый - кратковременная разлука
Белый - горе, смерть.
Голубой - холод, страх, ненастье (используется в малых количествах).    
Черный - символ вечного покоя, чернозем, земля-кормилица

На формирование стиля народной жизни одежды оказали влияние переселенцы из Литвы, Украины, Польши, здесь бытует женский комплект одежды с юбкой. Отмечались широкие однотонные юбки красного. Зеленого, темно-синего, коричневого, черного. Белого цветов. Летом - льняные, в праздники атласные и тонкие шерстяные, кашемировые, зимой толстые и домотканные. Длинная рубаха «голошвейка» по низу орнаментировалась мелким рисунком, выбивкой, хорошо просматривалась из-под юбки. Широкий объемный рукав рубахи расшивался по предплечью растительным орнаментом (цветы, веточки, фигурки птиц) красно- черного цвета. Скромная вышивка украшала пазуху (разрез на груди) и манжеты. Также украшался и фартук. Его декоративность составляли кружева. Ленты, выбивка. На голове девушки носили декоративную холстинку (домотканную). Замужние женщины ходили только с покрытой головой. Под низом беленькая выбитая косынка, сверху платок или цветастый полушалок, в праздники - «рыпцевая шаль».

Девичий костюм представлен сарафанным комплексом. Сарафан имел туникообразный крой, однотонный цвет ткани, бретели, орнаментированные тесьмой. Рубаха шилась из белого полотна. По окату рукава проходила узкая вышивка или тесьма. Полуширокий рукав пришивался книзу и заканчивался манжеткой. Ворот рубахи имел форму «стоечки» или маленький отложной воротничок с округленными краями.

В холодное время года селянки носили шерстяные свитки, стеганки, зипуны, шубы и тулупы из овчины.

Из обуви селяне носили поршни, постолы, башмаки, сапоги, валенки, лапти. Обувь никогда не надевали на голую ногу. Для этой цели плели носки или чулки, по-местному «рядовые».

Среди важнейших земледельческих праздников в селе особое место занимает праздник рождения нового солнечного года Именуемый в народе зимними Святками. Считалось, коли дни на зимние Святки веселые и счастливые, то и год будет таким. К нему готовились с особой тщательностью: хозяйки «убирались» в избах, готовили «особую» снедь: кутью, рыбные блюда заливные, взвар, мясные пироги, караваи и т.д. (кушанья, типичные для южнорусской и украинской кухни). Мужчины наводили порядок в домашнем хозяйстве, хозяйственном инвентаре, «обхаживали» домашнюю живность.

Старики примечали: если в канун Рождества небо ясное и звездное - ожидай хорошего урожая гороха и приплода домашнего скота много грибов и ягод в лесу. Если иней на деревьях - к обильным снегам, метель разыгралась - пчелы будут роиться. Есть до первой звезды на Рождество не полагалось. Обрядовой пищей являлась кутья - каша из зерен пшеницы, ржи, гречихи, пшена. Чечевицы, позднее - риса. Одной из добрых Рождественских традиций было славление Христа. Парни ходили со звездой по домам и пели духовные стихи. Затем дети и подростки, чуть позже взрослая молодежь совершали обряд «колядования» - пели величальные песни - здравицы хозяевам дома.

Ель и сосна - издревле непременный атрибут Рождества Их устанавливали в доме, украшали бумажными игрушками. Фигурным печеньем. Работать на Святки не полагалось, можно было накликать большую беду на всю семью. А потому селяне «веселились»: «кулачки» один на один или улица на улицу. Водили карагоды. В святочные вечера молодежь устраивала игрища, сопровождаемые ряжением, пением шуточных и игровых песен, катанием на скорость на санках, «льдянках», «крыгах», жгли костры. Не обходились Святки без посиделок, вечеринок, которые собирали семьи самого разного возраста и семейного положения. На таких вечорках звучало множество лирических песен, «припевных» величаний, свадебных песен. В.М.Щуров - автор книги «Песни Усердской стороны» (М., 1995 , стр. 3 ) писал: «Полувоины - полуземлепашцы, солдаты, стрельцы, казаки, пушкари южно - русских военных поселений и их матери, жены, сестры создали великолепные песни, радующие слух богатством многоголосого распева, многоцветьем ярких ладовых красок, выразительностью мелодий, поэтичностью и мудростью словесных текстов».

Певческая исполнительская традиция - яркая, звонкая, открытая. Несколько резкая и энергичная подача звука обусловлена благоприятными природно-климатическими условиями: ширь полей и лугов, мягкий климат, специфика открытого пространства, особенности художественной образности песен, яркие свойства характера и темперамента местных жителей. Воспоминания о местных музыкальных инструментах остались в частушках и песнях. Это балалайки, дудки, жалейки, рожки, трубы, скрипка, мандолина. Наиболее разнообразны духовые инструменты, изготовляемые из тростника, камыша, зонтичных растений, глины, рогов животных. Многие имеют очень древнее происхождение и различное практическое назначение: от бытового (оповещение селян о выгоне и пригоне скота), для соответствующего настроения, а также аккомпанирующая группа в плясках, частушках и сольная - в инструментальных и плясовых наигрышах.

На посиделках загадывали загадки, назначение которых в народной жизни далеко не развлечение. Во многих из них содержатся мифологические мотивы, связанные с потусторонним миром, умершими и воскресшими мифологическими персонажами, женском божестве, растительной и фаллической культуре.

Кульминация Святок - канун старого Нового года - Щедрый вечер (13 января). Вновь совершаются обходы дворов с поздравлениями хозяев и пением щедровок. Девушки в святочные вечера гадали. Особенно благоприятным для этих целей считались Рождественский вечер, Щедрый вечер и Крещенский. Утром 14 января еще затемно дворы обходили посевалыцики (ребятишки и подростки мужского пола до 15 лет). Заканчивались Святки Крещенским сочельником (18 января), водосвятием, «голодной» кутьей и святочным гаданием. Хозяйки топили снег для умывания и бани, отбеливали им холсты, пекли блины, кормили животных хлебом, на котором чертили крест, варили постную кутью.

Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние Святки. Крест - главный символ этого праздника. На реке делали прорубь - «ополонку» - в виде большого креста. Вода в проруби освящалась и каждый селянин мог набрать этой целебной воды, чтобы напоить ею больных, окропить жилище и животных.

Для   Новооскольского   района   бытовой   обряд   освящения   домашних животных, включающий в себя целый цикл охранительных ритуалов. Во дворе дома делали круг, загоняли туда животных. Кропили их освященной водой, кормили хлебом, ходили вокруг с зажженными свечками и пением духовных стихов, перебрасывали через животных топор или нож с двух сторон «крестом».

Символом приближения весны был праздник «Сретения Господня» (в народе - «Устреченья» -15 февраля). Старики считали, что в этот день зима с весной встречается. Воистину народным праздником считается масленица - веселый русский календарь со своими ритуалами, обычаями, обрядами. В Новооскольском районе было принято в первый день масленичной недели спускать с горы горящие деревянные колеса (символ солнца), жечь костры из хозяйственного хлама, водить хороводы и прыгать через огонь. Каждый день Масленицы имел «имячко»:

* Понедельник  -  «ВСТРЕЧА»;
* Вторник           -  «ЗАИГРЫШ»;
* Среда             -  «ЛАКОМКА»;
* Четверг           -  «РАЗГУЛ»  - кульминация праздника;
* Пятница          -   «ТЕЩИНЫ ВЕЧОРКИ»;
* Суббота          -   «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»;
* Воскресенье    -   «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ», « ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ».

Главную роль в Масленице играли блины, которые пеклись всю неделю. Большое значение придавали катанию с гор: чем дальше прокатишься, тем длиннее конопля вырастет.

Весенний период в жизни селян начинался праздником встречи весны - Сороки (22 марта) - день весеннего равноденствия. Жители выпекали из теста фигурки птиц - жаворонков и закликали весну особыми закличками - «веснянками».      Количество     выпекаемых     фигурок     жаворонков соответствовало количеству детей в семье. Затем дети брали жаворонков и шли в сады, огороды, прикрепляли их к шестам, имитируя их полет, пели, закликали весну. Вечером жаворонков съедали, остатки бросали в реку, отдавали скотине, зарывали в землю, веря, что обрядовые фигурки принесут  благополучие.

Примечателен праздник Вербного воскресения, предшествующий Святой Пасхе, установленный в воспоминании Иисуса Христа перед его крестной смертью. Собираясь ко Всенощной, селяне ломали ветки вербы, которая кустилась в селе по ярам, лощинам, у реки. С зажженными свечами, веточками вербы, песнопением они «встречали и приветствовали невидимо­го грядущего Господа - победителя Ада, Смерти». Освященные вербы хранят в течение всего года, украшая ими «святой угол». Освященная верба обла­дала особой очистительной силой, способной защитить домочадцев, до­машний скот от порчи, сглаза и т.д. Свидетельство тому - вербные обря­ды. Так, по дороге из церкви, каждого встречного, особенно ребятишек, надлежало похлестать веткой со словами:

Вербохлест бей до слез.

Не я бью, верба бьет,

И чтоб выросла сама,

Такая кудрява, как верба.

Доныне, по древнему поверью, в Великий Четверг, утром, перед вос­ходом солнца, купаются для здоровья. Поэтому этот день еще и называют Чистым Четвергом.

Праздник праздников - называют на Белгородчине Пасху - светлое Христово Воскресенье. В этот день дарили яйца - символизирующие в мировоззрении древних Вселенную. Знаком примирения, любви, прощения у селян является обычай «лобзания», одаривания друг друга крашеными яйцами (а поскольку в селе проживает и украинское население, то на Пасху яйца не только красили, а расписывали, называли их «писанками») после радостного приветствия друг другу «Христосе Воскресе!». И еще более радостного ответа: «Воистину Воскресе!». Этому обычаю строго следовали в каждой семье. Затем хозяйка скармливала горбушку освященного хлеба скотине, «чтоб не болела», затем домочадцы «разговлялись», т.е. откушивали освященные куличи, яйца, окорок, мясо. Часть ритуальной пищи оставляли на кладбище, для душ усопших. На могилах яйца катали «крестом», угощали ими всех, кто оказался рядом. Скорбить и плакать по умершим не полагалось. Согласно исследованиям, этот обряд в каждом селе отправляли в разные дни. В с.Ниновка, конкретно, на Пасху.

Одним из любимейших праздников Красной весны был и является праздник Красная Горка (Фомино Воскресение, Вьюнины, Кликушино воскресенье). Молодежь и взрослое население уходили в лес, на гору, в сад на увеселение и беседы, жгли костры, угощались куличами, калачами, яйцами, играли в «Коршуна», « Крик» и др. игры. Наступает лето. В числе первых праздников этого периода значится Вознесение Господне - вознесение Господа на небо, чтобы раскрыть для нас двери царства Божия. По традиции пекли повсеместно символические лесен­ки из муки, которыми угощали всех. За три дня до Троицы, в четверг, на Семик, селяне ломали клеченье(ветки различных пород деревьев). В с. Ниновке предпочтение отдавали клену. Ветки этого дерева укрепляли у во­рот дома на верею (чаще всего осину), по обеим сторонам крыльца, в ставни, за « божницу» - других пород. Земляные полы обильно посыпали ковыль - травой, мятой, чабрецом, зверобоем, душицей, полынью. По преданиям старожилов, запах этих трав и растений (особенно полыни и мяты) обладает чудодейственной силой, предохраняющей людей от всякой нечисти.

Троицын день, празднуемый в воскресенье, повсеместно отмечен ук­рашением святых храмов и жилищ древесными ветками и травами, цветами, ношением их. Троичные цветы и травы, взятые в церкви очень часто использовались селянами как средство от недугов. Молодежь и люди среднего возраста водили карагоды, играли песни, пели частушки, плясовые, страдания.

Из танцев характерны были «барыня», «Семеновна». Это парное состязание поющих друг перед другом людей. «Страдания» имели много об­щего с лирическими песнями. Их основная тема - любовь и разлука, верность и измена, вера и надежда. Страдания исполняли в форме диалога: юноши и девушки. Также были зафиксированы народно - бытовые танцы позднего происхождения польки «Бабочка», Ойра, Ветренная, Нареченька, Птичка, «С притопом», «Кадриль», «Страдания», «Светит месяц», «Краковяк», «Медленный парный» и др. У стариков выдавалась возможность понаблюдать за молодыми, обсудить житейские вопросы.

По содержанию ряда обрядовых действий и их назначению близко к Троице примыкает Иванов день, именуемый в народе праздником Ивана Купалы (24 июня -7 июля). Селяне приносили в этот день охапки лекарствен­ных трав, считая, что они набирают свою силу именно в этот день.

С Петрова дня начинался сенокос, каждый погожий день был у селян на вес золота. Все усердно трудились: «мужики косили», «бабы раструхивали» . 2 августа в Ильин день селяне почитали Илью - пророка, хозяина гроз и молний. В этот день они старались умилостивить его рядом ритуаль­ных действий. В этот день не купались, громко не пели, прятали все блестя­щие и металлические предметы, избы окуривали, изгоняли нечисть. День Ильи - «громовой праздник».

На август приходится Успенский пост (14 -29 августа), который связывает три православных праздника, посвященных Всемилостивейшему Спа­су - Иисусу Христу. В первый день Успенского поста (14 августа), который в народе называли Медовым Спасом (или Маковым). В селе пекли булочки, пироги, лепешки, оладьи с маком и медом, которые разносили по домам и по дворам «помянуть родных».

Второй Спас - (19 августа) именуется «яблочным» или «Спасом на горе». Именно в этот день селяне впервые срывали плоды яблок первого урожая и, освятив в церкви, «разговлялись» сами и угощали других. Считалось большим грехом съесть яблоко раньше этого времени.

На конец Успенского поста (29 августа) приходится третий, хлебный орешный Спас. Он знаменует собой окончание уборки урожая. В каждом доме пеклись несколько разновидностей изделий из муки нового урожая: хлеб, пироги, пышки и т.д., которыми хозяйки угощали всех.

Наступление осени селяне связывали с праздником Покрова Святой Богородицы (14 октября). Он был связан в народном быту со снежным по­кровом земли, окончанием сельских работ, начало зимних посиделок.

С покровом девушки связывали своё предстоящее замужество.
В Митров день (8 ноября) в честь великомученника Дмитрия, примеча­ли: коль к этому дню выпадет снег, то быть в новом году хорошему урожаю.

Митрий пришел,
Порошину нашел,
Всю землю укрыл,
До весны всё спит.

Перекрестившись, говорили крестьяне при встрече друг другу. С этого дня начинались зимние работы: шитьё, ткачество, выделка кож, изготовление необходимых в хозяйстве. В быту предметов.

Песня записанная со слов Отченашенко Марии Гавриловны.

Зелёный дубочек
На яр похилився
Молодой казачок
Чего зажурився
Чи волы пристали
Чи с дороги сбывся
Волы не пристали
С дороги не сбывся
Того зажурился
Без доли родился
Як пиду я в поле
Пошукаю долю
Не нашел я доли
Нашел сине море
А в том синем море
Хлопцы-рыболовцы
Добрые молодцы
Вы скидайте свитку
Да поймайте мне долю
Не поймали долю, а поймали щуку
Парню на разлуку
Рыба щука грае
Сыби пару мае
А мыни молодому
Пары нымае.

Пели песни На Муромской дорожке, У церкви стояла карета, Выйду я на улицу, гляну на село.
Клуб был в бывшем доме Белянского. Там стояли зеркала большие. Танцевали Краковьяк, полька Ойра, Ветренная, Полька Бабочка, Нареченька, Страдания, песни На Муромской дорожке, У церкви стояла карета, Выйду я на улицу, гляну на село.

Воспоминания Буркалиной Фаины Николаевны (1936г. рождения). Пели песни: Грустные ивы склонились к пруду, На городе верба рясна, там стояла девка красна, песни гражданской войны. Игры: Ру­чеёк, Третий лишний, Испорченный телефон. Танцы: Коробейники, Плясовые. После войны играли в войну Знамя, Горелки, Разведчик, Панас - завязывали глаза и с завязанными глазами ловил, кого поймает, тому завязывали глаза, Колесогон, Жожки - играли ребята Игра в мяч, в классики.

Воспоминания Запоевой Веры Григорьевны (1944г. рождения). Песня грустные ивы склонились к пруду. Под неё учились танцевать. Игры были Лапта, В кости, В камешки, Классики, Горелки - жмурки, «Гуси-гуси», Третий лишний, Разрыв цепей (все берутся за руки, один из круга разгоняется и старается цепи разорвать, т.е. разделить руки). Садовник - Я садовником родился, все цветы я обошёл, не на шутку рассердился, кроме розы не нашёл (кого называл садовник розу, ромашку и т.д. кто не успевал отозваться отдаёт фантик. В конце игры раздают фантики. Человек отворачивается, а другой спрашивает что сделать этому фантику - петь, танцевать, кукарекать или целовать кого, пока все не заберут свои вещи).

Кремушки - играли ребята.

Танцы: Вальс, Рок-н-рол под песню Марина, Марина, Марина, когда же ты скажешь мне да. Бабушка научи танцевать Чарль-Стон (Миансарова).

В 60 годы модна Летка-Енка. Дольше всего Твист и Шейк. Современные молодёжные ритмы, Танго. Ребята - Диско, Брейк.

Песни ансамбля Дружба: На кургане, Маричка, Помирать нам рановато, «Если бы парни всей земли», Пять минут.

Цвите терень, Ниченька мисячна, Студенточка, Хмелю, Чего он моргает.

Воду брали в колодцах. Были цибары, журавель, и на колесе цепь, на цепи ведро, колесо крутили и воду подымали на верх.

Домики были соломой, земляных полов почти не было. Потом стали строить домики с верандой, с одной веранда с другой чулан.

Летних кухонь не было, топили на улице летом, стояли сложенные плитки. С 1960 года стали строить летние кухни.

Обряды.

Запрещали крестить, ходить в церковь, но под запретом крестили. Под запретом ходили колядовать и щедровать. Пасху людям разрешили и ходили на пасху в церковь и на Красную горку и на кладбище.

Были обычаи Первый день поста нельзя ходить по дворам женщинам, осо­бенно утром. Если придёт мужчина, то будет счастье и благополучие - это и до наших дней так. Перед рождеством варили кутью и ждали не ели, до 1-й звезды (пост). Сейчас соблюдают только верующие. На Троицу осину на во­рота, от ведьм, клеченя и траву. Сейчас, в настоящее время, этого обряда не осталось. Остался обычай сажать овощи на праздник Егория 6 мая.